Опубликовано в журнале «YOL» #5(41) 2013
Проект МОНГОЛИЯ
(фотографии не совпадают с опубликованными в журнале)
Человек сидел у большого камня и терпеливо выстукивал что-то на его коричневой глянцевой поверхности. Солнце светило ему в спину, и тень ложилась на свежевыбитые изображения. Человек был очень сосредоточен и старателен, видимо стремясь как можно точнее передать задуманный образ…
Спустя тысячелетия потомки назовут такие рисунки каменными писаницами или петроглифами. И однажды к вечеру, когда солнце, спускаясь к горизонту золотит гладкие валуны, заглаженные ледником, сюда придут люди, чтобы рассмотреть становящиеся в лучах заходящего солнца контрастными еле заметные удивительные изображения…
В чем притягательность петроглифов? Почему эти, на первый взгляд, примитивные рисунки, привлекают наше внимание, почему поиск и находка чуть видных черточек и линий на поверхности камней вызывает в нас cтоль живой интерес, а иногда становится занятием, от которого просто не оторвешься?
Мы видели рисунки на камнях в музейных экспозициях, прорисованные и подкрашенные, восстановленные специалистами… Аккуратные таблички в музеях рассказывают, где, когда и кем были обнаружены те или иные находки. Почти все посетители на краткий миг равнодушно пробегают глазами по примитивным фигуркам людей, зверей и непонятных символов и спешат дальше к ярким и впечатляющим экспозициям с интерактивными эффектами. Это происходит потому, что эти рисунки уже не живут, вырванные из контекста — из природной среды, из места, где они соседствовали с другими камнями, с рекой, с холмами, где на них светило солнце, лил дождь, обдувал ветер, места, где витает в воздухе память десятков и сотен поколений людей, живших среди этих камней и оставивших на них свои изображения…
Долина реки Цагаан, подножие горы Шивээт-хаирхан
Камни почти вечны. По сравнению с человеческой жизнью. Но со временем даже камни превращаются в песок под ногами. «Заглянуть за кулисы времени…» Конечно, это звучит несколько пафосно, но именно так можно назвать путешествие в мир алтайских петроглифов или писаниц, как их еще называют. Эти камни — медленно разрушаемая временем библиотека или галерея, хранящая память о людях, живших на земле тысячи лет назад…
Именно петроглифы — самые древние свидетельства жизни человека на земле, дошедшие до наших дней. В разных уголках земного шара древние люди естественно выбирали для своих рисунков ровные, гладкие поверхности камней или небольших скал. Порода камней — самая разная: граниты, песчаник, известняки, гнейсы, мрамор… В Монголии петроглифы чаще всего встречаются на скалах и валунах, отполированных прошедшим здесь много тысячелетий назад ледником. Гладкая поверхность камней со временем покрылась будто темно-коричневым лаком. Это так называемый «пустынный загар» — соляная корка очень прочная и блестящая под солнечными лучами. Изображения, выбитые на таких камнях очень хорошо заметны, так как они значительно светлее фона, и долго сохраняются.
В наших экспедициях в Монголию, мы называли между собой плоские, удобные для изображений поверхности камней «экранами» или «телевизорами». Тысячелетия эти природные экраны показывали потомкам эпизоды из жизни своих «операторов» и «режиссеров». На экранах появлялись удивительные животные: олени с неестественно завитыми рогами, горные козлы – гочи, целые сцены охоты, нападения волков на пасущихся животных, — этакие «Animal Planet», «Discovery» и «National Geographic» седой древности… Потом историки–специалисты предложат свое, космогоническое обоснование выбора именно этих животных для использования в качестве тотемов и символов. И мы увидим точно таких же оленей с витыми рогами на оленных камнях далеко, в сотнях километров от алтайских галерей петроглифов. Одно и тоже изображение, словно рука одного мастера старательно высекала линии на гранитной поверхности! На оленных камнях встречали мы и изображения козлов-гочей… На изображении, венчающем стелу Кюль Тегина в Хошо Цайдаме, тоже высечен Гоч.
На фото: различные стили изображения оленей. Справа — стиль, используемый в оленных камнях
Знак Гоча(козла) в верхней части стелы Кюльтегина в Хошо-Цайдаме.
Наша поездка в этот мир петроглифов была запланирована заранее, и мы готовились окунуться в него, уже имея опыт продолжительных экскурсий по Гобустану на Кичик-даш, Беюк-даш и Языллы тепе. Мы видели наскальную живопись на прибрежных скалах в Дюбяндах. Наши друзья познакомили нас с петроглифами Скандинавии в окрестностях Осло, Ставангера, Сандефьорда. В поисках ответов на наши вопросы, мы перечитали большое количество книг, публикаций, просмотрели не один десяток видеосюжетов. Особую помощь нам оказали книги И.М.Джафарзаде «Гобустан. Наскальные рисунки» и В.Д.Кубарева, Д.Цэвэндоржа и Э.Якобсон «Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура». Благодаря последней книге, любезно одолженной нам на время поездки нашими монгольскими друзьями, мы не потеряли время на поиски древних петроглифических «галерей» в этих суровых, труднодоступных местах. Петроглифы здесь были обнаружены совсем недавно, и в течение десяти лет (с 1993 по 2003 гг.) здесь работала совместная монгольско-российско-американская экспедиция, обнаружившая свыше десяти тысяч петроглифов на береговых террасах рек Цагаан-Салаа и Бага-Ойгур. Ощущения первозданности и первопроходства очень сильно подстегивали нас, эмоциональный подъем заставлял нас работать с огромным удовлетворением и энтузиазмом.
Озеро Хотон-нуур, на берегу которого находится холм с большим количеством петроглифов.
Мы знаем, где чаще всего располагаются рисунки. Как правило, — это юго-восточные склоны скалистых холмов, – сюда больше попадает солнышко, здесь теплее и уютней. Сажусь на камень, разглядывая «экран», повествующий об удачной охоте, а может быть это — руководство по охоте на быков, своеобразная наглядная инструкция? Собаки или волки окружили быка или оленя. Охотник-мерген стреляет из лука, дальше -непонятный зверь столкнулся с волком нос к носу… Что это, просто картинки из древней детской книжки? А вот — неопознаный объект похожий на летательный аппарат изображен в верхнем углу… Удивительно, что расходясь друг от друга довольно далеко по многочисленным скальным террасам и промоинам, мы находим и фотографируем часто одни и те же рисунки, да еще и в одинаковых ракурсах. Почему так? Это — наше единовосприятие, или сами изображения диктуют единственно правильный вариант?
Наша первая встреча с монгольскими петроглифами состоялась в июле 2011 года в окрестностях горы Их-Тэвш-Ула(N44°40´ E102°22´) в Гобийском Алтае.
Из дневника: 5 июля 2011 г.
День шестнадцатый.(Первая монгольская экспедиция)
«… А позже Хурле привез нас к холму, усыпанному камнями очень темными, местами гладкими, как отполированными, а некоторые были как пемза. Цвет — темно-коричневый, будто обожженный. Эта «лаковая» корка на камнях называется «пустынный загар». А на камнях – наскальные рисунки, вернее, выбитые изображения. Много. Мы провели там около 3 часов, переходя от камня к камню и снимая… Причем, все это происходило при очень сильном, холодном ветре. Отсняли очень много, хотя иногда у нас появлялись сомнения относительно древности некоторых изображений…»
В самом деле, чаще рисунки бывают упрощенными, угловатыми словно нацарапанные неумелой или детской рукой, но иногда столь совершенные и изящные, что невольно начинаешь сомневаться: уж не современный ли художник решил подшутить над исследователями и путешественниками? Хотя, и в наше время вряд ли найдется много людей в этой пустынной местности, способных так искусно и умело, с таким знанием животного, изобразить его на камне.
Ученые пользуются различными методами систематизации наскальных рисунков по различным признакам. Один из способов — это общая периодизация по хронологическому принципу:
1) петроглифы каменного века;
2) эпоха бронзы — 15-12 века до н.э. и раннее железо;
3) гуннское время 1 в до н.э. — 1-2 вв.н.э.;
4) тюркское время — 7-8 вв. н.э.;
5) киргизское время — конец 9 в.н.э.;
6) монгольское время — 13-14 вв. н.э.
С точки зрения техники исполнения: долбленые, процарапанные-«гравировка», выбитые и «протёртые»рисунки. По тематике изображений: зооморфные, антропоморфные и абстрактные.
На фото: разная техника исполнения петроглифов
Как утверждают специалисты, в районе расположения знаменитых монгольских галерей петроглифов за последние 10 тысяч лет климат практически не претерпел кардинальных изменений, всегда оставаясь достаточно благоприятным для жизни людей и животных. Правда, в древнее время он был более влажным и мягким, но постепенно становился суше, усилился континентальный характер (зимы стали суровее, лето — жарче), что, естественно, привело к постепенным изменениям в животном мире. Но, несмотря на изменения климата, люди продолжали проживать в одних и тех же долинах, урочищах и на речных террасах на протяжении многих тысяч лет, о чем свидетельствует очень высокая плотность петроглифов, а также различные археологические находки.
Из дневника: 25 июня 2012 года, понедельник, день 17-й. Долина рек Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа (N49°20´ E88°21´) .
«…Вечерело. Опять сверившись с навигатором, Энхэ остановил машину у каменной россыпи, переходящей вдали в скальный массив. С загадочным видом сказав: «Здесь»,- он вылез из машины и пошел в камни. Мы не долго думали, догадались почти сразу: «Петроглифы!» И на самом деле. Куча! Вся долина! Километры камней разной величины, особого вида – словно их поверхность в мягком еще виде выровняли скребком, а потом прожарили при высокой температуре. Гладкие, поблескивающие грани камней темно-коричневого цвета так и просят: нацарапай что-нибудь. Замечательно! Бегали от камня к камню, призывая друг друга, когда находили что-нибудь совсем уж выдающееся. И снимали, снимали!
Оторвались от этого с трудом, потому что уже совсем вечерело, а нам еще предстояло ехать до места, намеченного для стоянки. «
Эта наша первая встреча с петроглифами в 2012 году была очень богатой на замечательные находки. Мы набрали огромное количество фото и видеоматериала, снимая с разных расстояний и ракурсов рыбу и птицу, сцены охоты и коитуса, повозки и камень, расписанный древним «Леонардо да Винчи», где изображения животных поразили нас необычным изяществом линий. Огромное количество быков (как считают ученые, именно изображения быков были самыми первыми. Подобные изображения встречаются очень часто в петроглифах по всему миру) и козлов (на Алтае их называли янгиры, у тюрков — коч или гоч), верблюды, олени, кабаны и волки, и так и непонятые нами рисунки (иногда из-за плохой сохранности, а иногда, вероятно, из-за нашей слабой силы воображения). Вечером, при свете фонарика мы долго листали книгу В.Кубарева, отыскивая среди иллюстраций найденные нами в этот день петроглифы и намечая места, где нужно побывать на следующий день…
Из дневника: 26 июня 2012 года, вторник, день 18-й.
«Встали в 5:40(!) Быстро собрались, позавтракали и поехали обратно. Пограничники на заставе очень удивились, увидев нас опять, но документы опять исправно проверили, а потом мы попробовали разузнать у них, где еще есть петроглифы. Обсуждение было очень живым, к нему присоединилось еще несколько человек. В общем, как мы поняли по удовлетворенному лицу Энхэ, переговоры были плодотворными, за что мы презентовали пограничникам наш набор открыток «Исторические памятники Азербайджана».
… отъехав от заставы несколько километров, делаем первую остановку. И тут мы застряли до обеда…
После обеда и небольшого отдыха отправились еще дальше на другой берег Бага- Ойгур, но место оказалось «непродуктивным», переехали еще ниже, там тоже нашли небольшое количество петроглифов, но обследованные нами за два дня в общей сложности 4 разных места на речных террасах были неравноценными по количеству находок. Самыми результативными оказались первая остановка вчера и первая сегодня. «
30 июня 2012 г., суббота, день 22.
«… перевалили через перевальчик в соседнюю долину к горе Шивээт Хайрхан (N49°04´ E88°12´), на которой по нашему описанию и по словам Алдры много петроглифов. Действительно, специфические камни, «зализанные» ледником, начинаются прямо у дороги и усеивают весь склон, плавно поднимающийся к подножию горы. На камнях много петроглифов. И вся эта «картинная галерея» тянется на несколько километров вдоль склонов. Остаток дня провели здесь, снимая, несмотря на накрапывающий дождик»
Отдельно нужно сказать о так называемых «чашечных камнях». Мы неоднократно встречали такие выдолбленные лунки и в Гобустане, и в Норвегии, и в Монголии. Интересно, что мнения ученых о назначении этих лунок очень неоднозначны. Например, И.Джафарзаде считает, что лунки использовались для древних игр мере-мере, ев кёчду(сменил дом), пула-пула, бытовавших среди скотоводов. Что касается В.Кубарева, то по его мнению «чашечные камни» использовались как своеобразные «жертвенники», а иногда долбленые лунки использовались древними художниками как элемент рисунка. Другие же ученые, критикуя его, указывают на естественное происхождение лунок, а вот в Скандинавии тоже считают, что чашечные углубления использовались в древних магических ритуалах для сбора жертвенной жидкости (крови, молока…)
Самое сильное впечатление на нас произвели большие сцены охоты на быков и других животных в которых принимают участие всадники, лучники, собаки. Огромная экспрессия, художники сумели передать эмоциональный импульс… И таких «батальных полотен» много, сюжеты варьируются: то стая собак окружила лошадь, то охотник готовится выстрелить, а собаки гонят добычу в засаду, а иногда волки терзают быка или бегут за козлами.
Конечно, привлекают внимание также различные неидентифицированные нами изображения. Что это: летающий объект, шаман, инопланетянин? Вспоминаются комментарии Эрика фон Деникена.
Колесницы, повозки, колеса… Как часто в различных трудах можно встретить предположения с вариантами об изобретении или использовании колеса или колесного транспорта древними в том или ином регионе мира… Колесо — символ развитости цивилизации, использовавшееся в самых разных средствах передвижения: колесницах и арбах, телегах и бричках, дилижансах и кабриолетах… Помню, как наши монгольские друзья интересуясь итогами посещения петроглифических сайтов, спрашивали: «Вы нашли их, вы видели? Правда, они удивительные?!» Конечно, правда! И, как нам показалось, самое удивительное то, что в совершенно разных местах, в десятках тысяч километров друг от друга, где найдены зачастую совсем непохожие наскальные рисунки, способ и манера изображения той самой древней колесницы — практически одинаковы! Один и тот же ракурс изображения — сверху, с характерно вывернутыми в стороны колесами и лошадьми по бокам. Что это? Единая транспортная программа, инсталлированная в сознание предков, или подтверждение контактов людей, живущих друг от друга за тысячи километров?..
Сегодня мы не представляем нашу жизнь без рисованных символов: картин, рисунков, интерактивных экранов, направляющих пиктограмм, логотипов, мультфильмов и т.п. – все они являются символическими изображениями, несущими в себе определенный образ, смысл. Мы видим, как из тысячелетия в тысячелетие, из века в век совершенствовались средства визуальной передачи информации: от камня, долбящего или царапающего другой камень, к краскам, графике, и, наконец, к цифровым носителям. Так же как петроглифы, во всем мире сейчас встречаются граффити — новая молодежная городская субкультура. У них — своя символика, свое видение красоты и понимание актуальности изображаемого. Зачастую их рисунки непонятны нам. А смогут ли объяснить связно те, кто наносит граффити на бетонные стены, что они хотят в конечном смысле донести миру?
Человечество постоянно находится в поиске наиболее удобных коммуникационных способов. Но во всех случаях человек брал в руки какой-то из этих инструментов с одной и той же целью: как можно доступнее и понятнее донести свою мысль до соплеменников, современников и наследников. Вот оно, волшебное слово «контакт»! Именно поэтому мы сегодня, находя петроглифы, не можем оторвать от них взгляда, внимательно с интересом вглядываемся в них, переходя от камня к камню, забывая о времени и не чувствуя усталости: мы слышим наших предков, мы как будто говорим с ними на одном языке — языке символов… О, если бы, мы не утратили так бездумно некоторые понятия!.. Ведь человек — существо общественное, он нуждается в контактах с другими людьми. Чем понятнее и проще мы сможем поведать о наших добрых чувствах, тем понятней и гуманнее станет мир. Ведь Бог создал человека для того, чтобы творить добро…