3 Б на Тфан Главный

От верхних Тфанских ночевок по засыпанному мелкой осыпью фирново-ледовому склону крутизной до 40º поднялись на верхнюю часть тфанского ледника (кошки, ледорубы) – до увалов срединной морены 1 час.

Далее по открытому леднику обходим справа зону трещин в центре, выходим под срединную часть С.стены (связки). Преодолеваем трещины и далее подходим под бергшрунд на середине склона. Бергшрунд преодолеваем в средней части по снежному мосту и стенку высотой до 5 м, крутизной ок.80º (фирн). Справа и слева возможен камнепад (каски). Перила, страховка на ледобурах (приходится копать до льда!). Далее – по фирно-ледовому склону вверх, на восточное плечо — 5 веревок (по 50 м). Выход на сланцево-осыпное восточное плечо г.Тфан гл. и по осыпи крутизной до 20º выход влево на вершину – около 300-400 м. От лагеря до вершины 6 часов.

Спуск по маршруту 1Б- с северо-западного гребня на ледник, далее по увалам срединной морены вниз по пути подъема в базовый лагерь. Из лагеря в лагерь примерно 8-9 часов. Для сильно крутых восходителей: по фирну-снегу – можно двигаться одновременно, но на льду убедительно рекомендую крутить буры. Маршрут был в хорошем состоянии, однако если берг разорвет сильнее и мостиков не будет, возможны некоторые «затруднения», т.к. снег может быть сильно крутой, а до льда –закрутить – глубоко. Значит, на ледорубах… Но учтите, что вправо и влево от центра — реально камнеопасно, — нас доставало даже в центре! Правда, по мелочи, основной камнепад бьет вдоль стен. Успехов восходителям преодолеть все препятствия на подходах…

P.S. Спасибо всем, кто даже в трудные моменты с пониманием относился к не менее трудной работе фотографа.