Вид на окрестности с террасы над разломомИ был вечер, и было утро, день третий…

Поднявшись по тропе к пещере-гроту, мы пошли по жениным следам. Действительно, нора казалась перспективной. Попытался влезть с налета, тут-то открылась реальность: копать нам здесь не перекопать… Честно потратив около часа и углубившись метра на 2, мы поняли, что дальше может попробовать углубляться лиса или еще лучше… змея. Движения воздуха в углубленной норе мы не обнаружили… Решаем пройти вчерашней тропкой до террасы (верхняя часть разлома) и оттуда попытаемся подняться к крепости. Погода прекрасная, да и надежда обследовать разрушенные стены и развалины на предмет обнаружения лаза все еще оставалась. Подъем на террасу прошел без эксцессов. Далее тропка, вернее, следы на траве, повели вверх. Склон «каменисто-травянистый» со множеством корней, кустов, временами просто крутой и скользкий, вывел нас на следующую террасу с остатками разрушенных стен и угадывающимися среди деревьев следами древнего фундамента. Направление осмотра: слева – направо. Метр за метром вдоль стен и провалов в кладке результатов не дали. Однако, отрицательный результат – тоже результат. Еще через 1,5 часа мы подошли к верхней части крепости. Осталась главная башнязал с куполообразным потолком и продолжение стен юго-восточного бастиона. Конечно, бывали мы здесь неоднократно, но решили еще раз проверить… Люди построили эту крепость в IV-VIII веках, но может быть и в IV веке до н.э. Крепость неоднократно перестраивалась и ремонтировалась. Это хорошо видно по фрагментам кладки, использованию обожженного кирпича, а в главной башне на стенах внутри остались кое-где даже фрагменты дерева (дерево, конечно, и за 200 лет с трудом сохранилось бы). Крепость за последние годы (8-10лет) сильно разрушается. Хорошо заметно, что фрагмент стены, образовывающей арку-проем на южной стороне обвален полностью. Подножье главной башни словно изъедено с севера, — облицовка обвалилась, внутри на груде камней вырос большой куст. Вообще, деревья и кусты вгрызаются в кладку и постепенно разушают ее. Полторы тысячи лет – это внушительный возраст… Если и были где-то подземные ходы, то они, вероятно, давно завалены. И, наверняка на эти процессы повлияли не только землетрясения, но и люди… Найти вход в лабиринт – поистине неосуществимая цель. Чем больше мы бываем в Чираг-кале, тем больше загадок загадывает эта крепость. Фрагменты кирпичных россыпейтянутся на полтора-два километра по вершине хребта на юго-восток. Под зарослями ежевики и боярышника — красные обломки и кучи обтесанных, обросших мхом камней… Как действовала эта оборонительная система в историческое время? Когда и кто восстанавливал ее, кто разрушал? Кем были ее древние защитники, и кто приходил завоевывать ее? Связана ли была система оборонительных сооружений с Бешбармакскими укреплениями? И что же такое «Стена Александра Македонского»? Как в 1222 году после захвата Шемахи прошли здесь по горам могольские тумены Джебе нойона и Субудай-багатура, как они обошли Дербент, засыпая реки и каньоны скарбом и лошадьми? Почему конное войско не прошло по горным дорогам? Как много вопросов, и как неоднозначны ответы… Ну что же, мы уходим побежденными. Чираг-гала в очередной раз осталась неприступной, сохранив свои тайны. Придется изменить тактику и перейти к планомерной осаде…

В.Вишнев.

«Александр Македонский в восточной поэзии». Где находится Стена Искандера?

«Бируни разделяет праведного и могучего Зу-ль-Карнейна и иоянина Александра Македонского. Однако главным деянием и того и другого считается создание стены, защищающей мир от Гога и Магога. В Коране говорится: «А когда Зу-ль-Карнейн достиг до места между двумя преградами, то нашёл перед ним народ, который едва мог понимать речь. Они сказали: «О Зу-ль-Карнейн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие по земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ними плотину?» Он сказал: «То, о чем укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду. Принесите мне кусков железа». А когда он сравнил между двумя склонами, сказал: «Раздувайте!» А когда он превратил его в огонь, сказал: «Принесите мне, я вылью на это расплавленный металл.» И не могли они взобраться на эту преграду, и не могли её продырявить.» [30, Коран. Сура 18 «Пещера», 92-96]. Рассказ в Коране о вале, построенном Зу-ль-Карнейном, не указывает ясно, где его место на земле. В азербайджанском эпосе «Китаби Деде Горгуд» и «Дербенд-наме» упоминается о построении Дербендской стены Александром Македонским. В народе она и поныне называется «Седди Искандер». Ас-Суйути пишет также, что «…когда Зу-ль-Карнейн достиг горы, именуемой Каф, его окликнул ангел. Зу-ль-Карнейн спросил его: «Что это за гора?» Ангел ответил: «Это гора, которая именуется Каф. Она – мать гор. Все горы (возникли) из её корней и если Аллах пожелает сотрясти какое-либо селение, он шевелит один из её корней». В баснословных преданиях гора эта считается жилищем дивов и пери и окутана мистической тайной. И эта гора, и последнее море для Джамшида и Искандера, находятся на границе между земным миром и небесным царством. Поэтому и невозможно их найти на Земле»

Айдын Али-заде (Баку), к. филос. н., сотрудник Академии наук Азербайджана

Зулькарнайн — не Александр Македонский 

«Зулькарнайн — праведник, имя которого упоминается в Коране. Точно неизвестно, был ли он посланником Аллаха или нет. Сведений о нем мало. Есть предания, в которых говорится, что его настоящее имя было Искандар. По этой причине некоторые люди отождествляли его с Александром Македонским, другие с персидским царем Дарой (Дарием). Однако все эти предположения необоснованны. Мусульманские историки Куртуби, Табари, Ибн Асир утверждали, что Зулькарнайн жил во времена пророка Ибрахима (Авраама – мир ему), ездил с ним в Хадж и получил его благословение. Затем он стал военачальником и выступил против варварских племен Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог), которые творили нечестие по отношению к другим народам. Дойдя до их местности, Зулькарнайн возвел стену из камня и железа для того, чтобы отделить их от остального мира. Однако это не та стена, которую сегодня называют Великой Китайской. В далеком будущем, незадолго до дня Страшного суда Йаджудж и Маджудж должны пробить в этой стене брешь и совершить нашествие на другие страны. Зулькарнайн завоевал большие территории в Европе и Азии и повсюду он устанавливал законы Аллаха, проповедовал веру в Единого Бога. Он яростно воевал с язычниками и прекрасно относился к верующим. Зулькарнайн был похоронен возле Мекки. Считается, что он умер в Думат аль-Джандале (между Сирией и Мединой) и был похоронен там же на горе Тахама».

АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ

«ГЮЛИСТАН-И ИРАМ»

«Со времен Птолемея, или от второго столетия и до XIV в. аланы занимали северную часть Кавказа и хотя по Мас’уди название Баб-Алан (Аланские ворота) относится к Дарьялу, но автор Дербенд-наме говорит, что эти ворота находятся в Алгонской стене, которую построил Исфандийяр, а восстановил Нушираван. В Шабранском магале Кубинского уезда и поныне видны остатки стены и ворот древнего города на левом берегу р. Гилгильчай и крепости на горе — на правом берегу этой реки. Стена эта идет от моря, Позади села Алханлу (может быть Алгонлу) к крепости Чираг, а оттуда к развалинам города на горе Ата; далее, выше деревни Конахкенд, до самой горы Бабадаг.»

Гильом де Рубрук

«Послание Вильгельма де Рубрук Людовику IX, королю французскому»

«…На следующий день мы проехали через некую долину, на которой видны были основания стен, простиравшиехся с одной горы на другую, а по верхушкам гор не было никакой дороги. Это были укрепления Александра, удерживавашие дикие племена, то есть пастухов из пустыни, от наступления на возделанные земли и города…»